Кендо

Кендо, что в переводе означает «путь меча», это современное японское фехтовальное искусство, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом. Кендо - это деятельность, активизирующая как физические, так и душевные силы, сочетающая в себе традиционные ценности боевого искусства и спортивные физические элементы. Боец кендо выкрикивает название удара в момент атаки, демонстрируя полный контроль ситуации и мощь боевого духа. Кендо предполагает единство трех элементов: "Ки(дух)-Кен(меч)-Тай(тело).

История

Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура (1185—1233) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьём, было неотъемлемой частью подготовки воина-самурая. Однако в течение четырёх столетий меч использовался не как главное оружие, а имел вспомогательную функцию: сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, обезглавливание противника и ритуальное самоубийство сэппуку. Лишь с наступлением мирной эпохи Эдо (1603—1868), когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного слоя.

В начале XVII столетия появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийского течения дзэн. Известнейшими среди них были Итто-рю (яп. 一刀流 Итто: рю:, «Школа одного меча»), Муто-рю (яп. 一刀正傳無刀流 Итто: сё:дэн муто: рю:, «Истинная школа одного меча без лезвия») и Мунэнмусо-Рю[источник не указан 2631 день]. Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приёмы как исходящие от него. Другая учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде всего волю фехтовальщика. Третья сводила технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — «не раздумывая».

В течение многих столетий во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные ранения. Однако реформы наставника Наганума Кунисато (1688—1767), который ввёл бамбуковые мечи синай, уменьшили количество травм. С конца XVIII столетия фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.

С реставрацией Мэйдзи (1868 год) европейское огнестрельное оружие вытеснило самурайский меч из обихода. Однако его широкое применение солдатами в японо-китайской войне 1895 года возвратило оружию заслуженную славу. Созданное в 1895 году Общество боевых добродетелей Большой Японии популяризировало фехтование мечом среди молодёжи, а 1920 году изменило разные названия фехтовальных техник на «кэндо». Этот год полагается официальным годом рождения этого боевого искусства.

Популярность кэндо возрастала по мере усиления давления стран Запада на Японию. Упрощённое фехтование приобрело распространение среди школьников и воспитывало патриотически настроенную молодёжь. В 1929, 1934 и 1940 годах было проведено первые три соревнования по кэндо на кубок императора страны.

После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кэндо как вредной воспитательной практики, которая содействует распространению японского национализма. В следующем году Общество боевых добродетелей Большой Японии было распущено, а преподаватели-фехтовальщики уволены.

Через пять лет после окончания войны (1950) американский контроль над учебными программами был отменён, но некоторые ограничения были официально сохранены ещё на два года. Тогда же была сформирована Всеяпонская Федерация Кэндо, названная так из дипломатических соображений: когда через два года запрет на кэндо был снят, слово «спортивный» из названия Федерации убрали. В 1953 году занятия по фехтованию восстановили в школах в полном объёме.

Философия

В любом деле, за которое берется человек, имеющий за плечами большие традиции своей страны[1] и предков, он отличается от индивидуума, не обладающего такой культурой, прежде всего тем, что как бы моделирует в сознании некоторые общие последствия для себя. Причем, желательно, чтобы цель дела была достаточно высокой. Если же поставить перед собой ложные цели, они неизбежно приведут в никуда. Кто не испытывает уверенности в себе может впасть в соблазн приобрести ее очень примитивным образом - самоутвердиться за счет унижения других. Подобное самоутверждение всегда оборачивается против этого человека, рано или поздно. Дело в том, что молодые люди не привыкли просчитывать свои цели далеко вперед, так как им не свойственно размышлять о конечности своего бытия, либо ощущать эту конечность. И поэтому люди просчитывают только сегодняшний день. Цель же надо ставить на всю жизнь, так как «психологическое» время движется с ускорением. Если поставить цель псевдоцель (например, быстро разбогатеть), то это может завести в тупик. Часто можно прочитать в газетах письма, в которых молодые люди пишут: «У меня есть все. А что дальше?[2]!». Это трагедия человека, поставившего перед собой псевдоцель. А должна быть какая-то перспектива-цель. Л. Фейербах, замечательный немецкий философ, говорил: «Человек без цели - это человек без Бога». Цель важна в любом деле, и не только в единоборствах.

Подход к тренировкам

«Правильно и серьёзно изучать путь меча, воспитывать бодрый дух, закаляя душу и тело, и через особенности кэндо уважать вежливость, ценить честь, откровенно и постоянно работать над собой, и благодаря этому любить государство и общество и широко содействовать миру и процветанию человечества.»

Современное кэндо

Поединок на Чемпионате мира Кэндо 2012
После восстановления репутации, кэндо распространилось в Японии и даже стало популярным за границей. В 1970 году для координации иностранных фехтовальных клубов с японскими была образована Международная Федерация Кэндо (англ. IKF). На 2003 год в неё входили организации и клубы кэндо из 44-х стран мира. Проводятся турниры различного уровня, включая чемпионаты мира и континентов.

Кэндо означает не только технику владения мечом по правилам Всеяпонской Федерации Кэндо. Произошел переход от искусства уничтожения врага на поле боя к искусству воспитания духа воина.

Кэндо стремится к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку. К развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом. Развивать в человеке любовь к своей стране и обществу, способствовать развитию культуры, укреплять взаимопонимание между людьми, странами и народами — таковы принципы, которые можно применить к искусству владения мечом.

Меч

В кэндо вместо катаны используется тренировочный меч синай (яп. 竹刀), состоящий из четырёх бамбуковых полос, связанных вместе. Таким образом, риск для здоровья остается минимальным. Защитное снаряжение состоит из головного убора мэн (яп. 面, «маска»), защиты для рук и предплечья котэ (яп. 小手, «предплечье»), защиты для туловища до (яп. 胴 до:, «торс») и защиты для паха и бёдер тарэ (яп. 垂れ, «подол»).

Типы атак

В современном кэндо атаки бывают двух типов: рубящие и колющие. Рубящие удары разрешается наносить по макушке противника, по левой или правой части его головы, по правому запястью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято (например, при замахивании мечом), по правой или левой части туловища (хотя в соревнованиях редко присуждают очки за удары по левой части). Колющие удары разрешено наносить только в горло. Тем не менее, так как неумелый колющий удар может повредить горло или шею противника, такие техники обычно не преподаются на начальном этапе обучения.

Кэндо ката

Кэндо ката — исполнение 10-ти формальных упражнений без защитного костюма. В ката участвуют два человека: ученик сидати (яп. 仕太刀) и учитель утидати (яп. 打太刀). Учитель производит первый удар, ученик последний и закрепляет за собой тем самым победу.

Для прохождения аттестации в кэндо, помимо основных техник кэндо, необходимо сдавать экзамен и по кэндо ката. Иногда на самых младших уровнях ката сдавать не нужно.

Кэндо ката практикуются, чтобы изучить

1.Правильные направления для датоцу (удары и уколы)
2.Правильные интервалы между атаками
3.Правильные движения тела
4.Искренность, обязательно присущую всем боевым техникам
5.Развитие кигурай (чувства собственного достоинства)


Комментариев нет:

Отправить комментарий